"Российская газета": Санкции дали преимущество России перед Западом

В марте 2008 года финансовая система США, а также Европы испытала небывалый шок. Многократно рухнули котировки мировых банков. Центральные банки по всему миру пытаются срочно купировать кризис доверия, чтобы он не превратился в кризис ликвидности, который наводнит банки наличными. Россия является исключением из этой тенденции: цены на акции банков взлетели.

Михаил Зельцер (доктор экономических наук), эксперт по фондовому рынку компании BCS World Investment объяснил "Российской газете" преимущества, которые имеет российская банковская система перед западной. Мировые центральные банки закачали огромную ликвидность в финансовый сектор, несмотря на угрозу коронационного кризиса в 2020 году. Ставка ФРС прошлой весной была равна 0, а ставка ЕЦБ не была отрицательной. Более того, балансы центральных банков раздулись в несколько раз. В прошлом году Федеральная резервная система держала почти 9 триллионов долларов.

После этого мир столкнулся с огромным ростом инфляции. Пытаясь остановить рост цен, регуляторы начали сокращать свои балансы и сворачивать программы количественного смягчения (QE), а также повышать ключевые ставки. 22 марта ФРС повысила процентную ставку на 5 процентов, а ЕЦБ поднял стоимость финансирования до 3,5. Другими словами, стоимость кредитов резко выросла, а цены на облигации, связанные с доходностью кредитного рынка, резко упали всего за несколько месяцев. Они также составляли значительную часть баланса банков.

Цепная реакция была инициирована снижением стоимости банковских активов и крупными вкладами вкладчиков в свои деньги. Денег не хватало для оплаты высоких обязательств. Крупнейшие банки из двадцатки крупнейших в США были уничтожены в считанные дни. Silicon Valley Bank (SVB), не смог выдержать неумолимого натиска кредиторов. После банкротства SVB регулятор штата Нью-Йорк принял решение закрыть Signature Bank из-за системного риска. Фактически, стоимость акций банков на фондовой бирже была фактически обнулена.

Участники рынка начали оценивать серьезность проблемы и определять банки, наиболее подверженные риску. Десяток банков попали в списки риска, составленные специализированными финансовыми СМИ. Они потеряли свои акции. Все это происходило с бешеной скоростью.

Сильный игрок в региональном банковском секторе, First Republic Bank (из списка риска), также нуждался в срочной помощи. Давление было несколько ослаблено благодаря срочной поддержке ФРС и спасению этого банка ликвидностью в размере 30 миллиардов долларов, которые поступили от ведущих инвестиционных домов. Это позволило нам предотвратить кризис доверия, который мог бы привести к кризису ликвидности. Это совершенно другой тип расходов.

Информация о трудностях системно значимых банков с других континентов также была утеряна. Финансовая Европа была потрясена. Credit Suisse, швейцарский банковский гигант, сообщил, что у него возникли проблемы с балансом, и кредиторы вынудили его открыть 54 миллиарда долларов нового кредита. Этого оказалось недостаточно. Несколько дней спустя UBS, другой европейский гигант, поглотил тонущую капитализацию Credit Suisse за сумму в несколько раз меньшую.

В последнее десятилетие на рынках наступила некоторая стабильность, и финансовые власти заняли активную позицию. Сейчас биржевое сообщество способно принять повышение ставки и ожидает, что жесткий монетарный цикл закончится. Будущие отчеты банков, основные сообщения СМИ о проблемах кредитных учреждений и реакция центральных банков - все это будет внимательно отслеживаться. Волатильность рынка и риски не проходят, но они и не исчезали.

Корреспондентские счета иностранных банков были закрыты, SWIFT отключен, а ведущие банки страны были внесены в списки блокировки SDN для Соединенных Штатов Америки и Европы. Новые обстоятельства потребовали от финансовой системы адаптации. В этом была своя выгода. Стало возможным разорвать исторические связи с западными финансовыми рынками и отсоединить нерезидентов от финансового рынка. Это позволило повысить автономию и снизить чувствительность к динамике глобального рынка капитала.

Зарубежные эксперты не исключали, что весной прошлого года российские банки могут потерять до 50% своего капитала, хотя и делали мрачные прогнозы. Осенью 2022 года стало ясно, что пессимизм вызван высоким уровнем неопределенности. Однако банки начали потихоньку раскрывать свои результаты. Чистая прибыль растет, убытки, понесенные весной, закрыты, и масштабной рекапитализации не требуется.

Сбербанк, который первым отчитался публично, продемонстрировал высокую эффективность и может иметь результаты, сопоставимые с докризисной прибылью 2021 года. Тинькофф сообщил о прибыли, а руководство ВТБ ожидает рекордную прибыль в первом квартале 2023 года. Стабильность российских банков повышается благодаря вынужденному отделению финансовой системы России от глобальных рыночных тенденций. Ликвидность системы высока, а цены на ОФЗ остаются стабильными. Ставка Центрального банка на уровне 7,5%, что является достаточно низким показателем по сравнению с другими экономиками мира, остается относительно низкой.

В России не ожидается потрясений, подобных тем, которые пережили США и ЕС. На случай обострения и без того нестабильной геополитической ситуации Центральный банк России располагает достаточным количеством монетарных инструментов. Это доказал опыт кризисной весны 2022 года.
Источник: rg.ru
Автор: Мая Мартовская
26-03-2023, 09:57


Читайте также
Добавить комментарий


Введите комментарий:



Бер Илья Леонидович, Рудой Андрей Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Три «Ч», Центр Т, «Кризисная группа СК SOS» (North Caucasus SOS Crisis Group), Лада, Чиков Павел Владимирович, «Молодежное демократическое движение «Весна», Общество с ограниченной ответственностью «ЛИЗА НОРМ», Некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан «Штаб», Региональная общественная организация содействия просвещению граждан «Информационно, Автономная некоммерческая организация «Научный центр международных исследований «ПИР», признаны в РФ иностранными агентами.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Просмотреть все новости