Золото скифов: Тиара Сайтафарна стала гордостью Лувра, но была изготовлена в Одессе
Сотрудники Лувра до сих пор не могут пережить скандальную историю, связанную с легендарной тиарой Сайтафарна, которая была сделана из золота и преподнесена скифскому царю греческими мастерами из Ольвии. Она стала гордостью музея, вот только потом стало известно, что исторический шедевр были изготовлен в Одессе.
Но как подделка долгие годы украшала зал музея и не смущала ученых? Сейчас мы с вами отправимся в 1895 год, когда одесского ювелира Рухомовского посетил мужчина, сделавший необычный заказ, стоящий тогда немалые деньги. Он пояснил, что хочет сделать сюрприз своему ученому другу, подарив ему старинный золотой шлем, а также попросил приглядеться к образцам, найденным во время раскопок Керчи. Кроме того, мастер получил много книг, где были показаны разные сюжеты для оформления этого заказа, так что работа была выгодной, а после получения 486-граммовой пластины золота он стал создавать шедевр. Заказчик увидел тиару, разделенную на части, которые изображали сцены из греческой мифологии, сменяющиеся скифскими сюжетами охоты, а верхушку украсила змея на фоне орнамента. Надпись гласила, что этот дар предназначен правителю Скифии, после чего человек заплатил деньги и забрал предмет с собой.
Затем он пошел к купцам Гохманам, бывшими истинными заказчиками раритета, которые держали в городе лавку с колониальными товарами, но этот бизнес не приносил им прибыль. Потому они решили заняться скупкой антиквариата и даже приехали в Очаков, где велись раскопки, купив там дом и открыв нелегальный магазин для археологов. После обнаруженных развалин греческого города сюда часто наведывались не только ученые, но и жители, желающие разбогатеть на своих находках. Этот вариант бизнеса был немного лучше, чем прежний, но настоящие ценности не прибывали сюда ежедневно, а потому одесситы решили открыть свою мастерскую. Там изготавливались поддельные артефакты, часть из которых составляли плиты, где новые надписи заменялись древними аналогами при помощи историков.
Часть фальшивых реликвий были куплены музеем родного города, но правитель скифов был реальной личностью, связанной с греками, потому что археологи нашли колонну, где надпись восхваляла подвиги богача Протогена, трижды выкупавшего Ольвию от воинствующего правителя. Вот тут евреев и осенила мысль, изготовить тиару, которая тоже могла быть частью даров, после чего выгодно продать ценность западным странам. В 1896 году шлем был показан директору музея Вены, где купец продемонстрировал мастерство настоящего психолога. Сначала он вытащил из саквояжа золотые подделки, после чего шокировал публику видом уникального артефакта, запросив за него 200000 франков. Приглашенные эксперты признали подлинность находки, но тогда им просто повезло, что человек не захотел продать ее в рассрочку.
Затем он вместе с напарниками отправился в Лувр, где парижские научные светила пришли в восторг от такого чуда и сразу обратились за помощью к меценатам, быстро собравшим требуемую жуликами сумму. Сделка могла затянуться при желании сотрудников музея прислушаться к здравым голосам их коллег, уже сталкивавшихся с фальшивыми греческими ценностями. Доводы купцов, рассказавших о неизвестной могиле, были настолько неубедительными, что заслуживали проверки, вот только чуда не произошло, и музей выставил тиару на обозрение публики. После этого российский ученый Веселовский назвал ее подделкой, а дальше тему продолжил немецкий историк, нашедший много несоответствий в изображениях. Сам царь был настолько жадным человеком, что такой дар просто не мог спасти греков от новой дани.
Лувр мужественно терпел критику до 30-х годов, когда выплыли признания арестованного художника Эллина Майенса, признавшегося, что ему поступил заказ от некого еврейского заказчика, а дальше в СМИ было опубликовано письмо одесского ювелира, где он сообщает ему о своем друге, изготовившем тиару. Любопытные журналисты быстро нашли нашего героя истории, который пожелал совершить оплачиваемую поездку в Париж, чтобы лично взглянуть на сей предмет. Рухомовский подробно описал экспертам все моменты работы и даже наглядно продемонстрировал рисунок, но расследование продолжалось еще несколько месяцев. Наконец следователи признали одессита автором античного шедевра, после чего над учеными музея смеялись все коллеги и люди, а подробности неприятного инцидента долго обсуждались в прессе.
Что тут можно еще сказать по поводу столь блистательного обмана французов. Они пережили негативные выпады в свой адрес и потом переместили скандальный раритет в зал с коллекциями современного искусства. Дальнейшая судьба ювелира, сумевшего обмануть ученых, сложилась достаточно удачно, потому что, он перед войной выехал на территорию страны и стал работать в мастерской музея реставратором. Он скончался в 76-летнем возрасте, а творение одесского гения до сих пор привлекает внимание туристов.
Но как подделка долгие годы украшала зал музея и не смущала ученых? Сейчас мы с вами отправимся в 1895 год, когда одесского ювелира Рухомовского посетил мужчина, сделавший необычный заказ, стоящий тогда немалые деньги. Он пояснил, что хочет сделать сюрприз своему ученому другу, подарив ему старинный золотой шлем, а также попросил приглядеться к образцам, найденным во время раскопок Керчи. Кроме того, мастер получил много книг, где были показаны разные сюжеты для оформления этого заказа, так что работа была выгодной, а после получения 486-граммовой пластины золота он стал создавать шедевр. Заказчик увидел тиару, разделенную на части, которые изображали сцены из греческой мифологии, сменяющиеся скифскими сюжетами охоты, а верхушку украсила змея на фоне орнамента. Надпись гласила, что этот дар предназначен правителю Скифии, после чего человек заплатил деньги и забрал предмет с собой.
Затем он пошел к купцам Гохманам, бывшими истинными заказчиками раритета, которые держали в городе лавку с колониальными товарами, но этот бизнес не приносил им прибыль. Потому они решили заняться скупкой антиквариата и даже приехали в Очаков, где велись раскопки, купив там дом и открыв нелегальный магазин для археологов. После обнаруженных развалин греческого города сюда часто наведывались не только ученые, но и жители, желающие разбогатеть на своих находках. Этот вариант бизнеса был немного лучше, чем прежний, но настоящие ценности не прибывали сюда ежедневно, а потому одесситы решили открыть свою мастерскую. Там изготавливались поддельные артефакты, часть из которых составляли плиты, где новые надписи заменялись древними аналогами при помощи историков.
Часть фальшивых реликвий были куплены музеем родного города, но правитель скифов был реальной личностью, связанной с греками, потому что археологи нашли колонну, где надпись восхваляла подвиги богача Протогена, трижды выкупавшего Ольвию от воинствующего правителя. Вот тут евреев и осенила мысль, изготовить тиару, которая тоже могла быть частью даров, после чего выгодно продать ценность западным странам. В 1896 году шлем был показан директору музея Вены, где купец продемонстрировал мастерство настоящего психолога. Сначала он вытащил из саквояжа золотые подделки, после чего шокировал публику видом уникального артефакта, запросив за него 200000 франков. Приглашенные эксперты признали подлинность находки, но тогда им просто повезло, что человек не захотел продать ее в рассрочку.
Затем он вместе с напарниками отправился в Лувр, где парижские научные светила пришли в восторг от такого чуда и сразу обратились за помощью к меценатам, быстро собравшим требуемую жуликами сумму. Сделка могла затянуться при желании сотрудников музея прислушаться к здравым голосам их коллег, уже сталкивавшихся с фальшивыми греческими ценностями. Доводы купцов, рассказавших о неизвестной могиле, были настолько неубедительными, что заслуживали проверки, вот только чуда не произошло, и музей выставил тиару на обозрение публики. После этого российский ученый Веселовский назвал ее подделкой, а дальше тему продолжил немецкий историк, нашедший много несоответствий в изображениях. Сам царь был настолько жадным человеком, что такой дар просто не мог спасти греков от новой дани.
Лувр мужественно терпел критику до 30-х годов, когда выплыли признания арестованного художника Эллина Майенса, признавшегося, что ему поступил заказ от некого еврейского заказчика, а дальше в СМИ было опубликовано письмо одесского ювелира, где он сообщает ему о своем друге, изготовившем тиару. Любопытные журналисты быстро нашли нашего героя истории, который пожелал совершить оплачиваемую поездку в Париж, чтобы лично взглянуть на сей предмет. Рухомовский подробно описал экспертам все моменты работы и даже наглядно продемонстрировал рисунок, но расследование продолжалось еще несколько месяцев. Наконец следователи признали одессита автором античного шедевра, после чего над учеными музея смеялись все коллеги и люди, а подробности неприятного инцидента долго обсуждались в прессе.
Что тут можно еще сказать по поводу столь блистательного обмана французов. Они пережили негативные выпады в свой адрес и потом переместили скандальный раритет в зал с коллекциями современного искусства. Дальнейшая судьба ювелира, сумевшего обмануть ученых, сложилась достаточно удачно, потому что, он перед войной выехал на территорию страны и стал работать в мастерской музея реставратором. Он скончался в 76-летнем возрасте, а творение одесского гения до сих пор привлекает внимание туристов.