Учёные победили боязнь смерти у больных танатофобией при помощи виртуальной реальности
Учёные из Университета Барселоны победили боязнь смерти у больных танатофобией (патологическая боязнь внезапной смерти) при помощи виртуальной реальности. Для эксперимента были привлечены 32 человека, страдающих недугом.
Испытуемых одели в одинаковые костюмы с закреплёнными на них блоками обратной связи и датчиками. Далее, каждого участника усадили на стул, и просили вытянуть ноги перед собой, после чего надели на него шлем виртуальной реальности. На экран шлема выводилось изображение примерно такой же комнаты, в которой он находился, включая вид его тела - рук и ног от первого лица.
Затем вокруг него проецировались, прыгающие повсюду синие резиновые мячики, которые отталкивались от тех мест на костюме, где были вмонтированы приводы обратной связи. В момент контакта мячика с телом человека - срабатывал вибромоторчик, имитирующий ощущение удара.
Во второй фазе эксперимента изображение в VR-шлеме изменялось, и человек начинал видеть себя со стороны (сверху из-за спины - как во многих современных видеоиграх). При этом синие мячики продолжали своё движение, ударяясь о руки и ноги испытуемых. Одной из групп участников отключили блоки обратной связи, и они перестали ощущать удары мячиков по своим конечностям.
Испытуемые, утратившие тактильную связь с виртуальным миром, в один голос заявили о существенном снижении страха перед смертью. Скорее всего - это произошло на психологическом уровне, из-за отделения человека от тела своего виртуального аватара, подтверждённого физическими ощущениями. Человек, наблюдая себя со стороны - понимал, что по сути ничего страшного с ним не случилось.
На основании исследований были сделаны выводы о том, что пациентов с танатофобией можно попытаться избавить от их неконтролируемого страха.
Испытуемых одели в одинаковые костюмы с закреплёнными на них блоками обратной связи и датчиками. Далее, каждого участника усадили на стул, и просили вытянуть ноги перед собой, после чего надели на него шлем виртуальной реальности. На экран шлема выводилось изображение примерно такой же комнаты, в которой он находился, включая вид его тела - рук и ног от первого лица.
Затем вокруг него проецировались, прыгающие повсюду синие резиновые мячики, которые отталкивались от тех мест на костюме, где были вмонтированы приводы обратной связи. В момент контакта мячика с телом человека - срабатывал вибромоторчик, имитирующий ощущение удара.
Во второй фазе эксперимента изображение в VR-шлеме изменялось, и человек начинал видеть себя со стороны (сверху из-за спины - как во многих современных видеоиграх). При этом синие мячики продолжали своё движение, ударяясь о руки и ноги испытуемых. Одной из групп участников отключили блоки обратной связи, и они перестали ощущать удары мячиков по своим конечностям.
Испытуемые, утратившие тактильную связь с виртуальным миром, в один голос заявили о существенном снижении страха перед смертью. Скорее всего - это произошло на психологическом уровне, из-за отделения человека от тела своего виртуального аватара, подтверждённого физическими ощущениями. Человек, наблюдая себя со стороны - понимал, что по сути ничего страшного с ним не случилось.
На основании исследований были сделаны выводы о том, что пациентов с танатофобией можно попытаться избавить от их неконтролируемого страха.