“Пятнадцать человек на сундук мертвеца”: Что представлял собою кодекс “Веселого Роджера”
При упоминании о пиратах сразу приходит на ум здоровый мужчина, размахивающий саблей и палящий из пистолета, как герои фильмов или романов известных писателей. Но в реальности такие сообщества были прекрасно организованы и имели свой кодекс “Веселого Роджера”, о котором и пойдет речь в этой статье.
Черный флаг с черепом над скрещенными костями наводил ужас на торговые суда и был визитной карточкой корсаров, но почем ему дали такое имя? Его история настолько запутана, что даже ученые не могли четко определить происхождение морского символа, после чего самой распространенной версией стало изменение французского слова на английский лад. Оказалось, что прежде цвет пиратского знамени был красным и предупреждал суда не оказывать сопротивления, чтобы не было хуже. Если капитан оказывался выполнять такие требования, перед абордажем поднимался темный вымпел, который потом заменил прежний аналог.
Само имя Роджера связывали с человеком, не желающим признавать закон, а ирландцы вообще называли его слугой черта. Но нам будет интересно узнать о нравах людей, ходивших на таких кораблях, а потому начнем, пожалуй, с Билли Бонса и его бухгалтерской книги. В романе Стивенсона “Остров сокровищ” после такой находки в сундуке пирата сквайр сразу заявил о цифрах, обозначающих его долю в награбленной добыче. Современному человеку порой сложно понять - причем тут дебит и кредит, когда можно, просто хватать все без вычислений.
Французский корсар Александр Эксквемелин написал целую энциклопедию, посвященную такой теме, из которой потом черпали сведения самые известные писатели для создания сюжетов. Вот там и написано о кодексе, согласно которому добыча делилась между всеми членами общества, согласно вкладу в общее дело. Каждый пират клялся на Библии, что не взял себе лишнего гроша, а за ложь не только изгоняли с судна, но и могли протянуть под килем, если капитан отличался суровым нравом. Днище было усеяно острыми раковинами и моллюсками, так что можно себе представить, как выглядела жертва после такого наказания.
Самым жестоким приговором для экипажа было повешение на рее, но до такой крайности общества доходили редко, так как закон чтили все. Новичок после появления снабжался необходимым имуществом в долг, пока у него не появится возможность рассчитаться, а самых бедных лиц всегда поддерживали товарищи. После смерти пирата его доля передавалась семье или родственникам, так что страшная участь ждала того человека, кто смел посягнуть на сбережения мертвеца. Также пираты в основном были рыцарями по отношению к женщинам, потому что насилие над пленницами считалось тяжким грехом и каралось лишением жизни.
Среди них были идеалисты, о которых стоит поведать отдельно. Чарльз Джонс в 1724 году выпустил свой труд, посвященный грабежам и прочим деяниям “ужасов морей”, но половина книги описывала жизнь и приключения Миссона, родившегося в Провансе. Родители не были богачами, но смогли дать сыну образование, хотя молодой парень мечтал о море. Он решил стать матросом “Виктуара”, где быстро стал продвигаться по карьерной лестнице и стал лейтенантом. Вот только отпуск в Рим стал началом новой жизни человека, познакомившегося там с монахом – бунтарем.
Он покорил моряка своими рассуждениями об общем равенстве, а дальше Караччиоли оказался на борту корабля, чтобы проповедовать экипажу новые идеи. Вот только они не имели успеха до встречи с пиратским судном, когда два друга показали чудеса храбрости. Затем в бою с англичанами весь командный состав был убит, так что Миссон был избран новым капитаном и призвал матросов стать свободными искателями приключений. Новоявленные корсары ходили под белым флагом, а также не грабили захваченные корабли, но с работорговцами расправлялись жестоко, отпуская пленников на волю.
Затем экипаж основал свою республику на Мадагаскаре, где не существовала смертная казнь, а труд был почетным делом каждого гражданина. Потом к ним присоединился пират Томас Тью, но райская жизнь на острове закончилась во время нападения мальгашских племен, желающих захватить добычу европейцев. В густом тумане два спасшихся корабля потеряли друг друга из вида, так что дальнейшая судьба утописта осталась неизвестной, а корсара захватили англичане и повесили.
Можно считать эту историю мистификацией, как ранее оказывал обществу историк Джон Мур, однако шведский адмирал Якоб Вильстер в документах описал ситуацию, когда пираты дважды побывали на аудиенции у короля, выдавшего им охранную грамоту. Затем шведы проиграли войну с Россией, а сам автор оказался на службе у царя Петра, который тоже проявлял немалый интерес к возникшей Либерталии. Ученые доказали истинность Томаса Тью, о котором также упоминает Адам Балдридж в своих хрониках. Вот только о главном герое там не сказано ни слова, а также сама республика вызывает толику сомнения. Несмотря на некоторые противоречия, сама книга Джонса вызывает доверие, после чего остается добавить, что вольные братья не были столь плохими парнями, как это принято считать.
center][/center]
Черный флаг с черепом над скрещенными костями наводил ужас на торговые суда и был визитной карточкой корсаров, но почем ему дали такое имя? Его история настолько запутана, что даже ученые не могли четко определить происхождение морского символа, после чего самой распространенной версией стало изменение французского слова на английский лад. Оказалось, что прежде цвет пиратского знамени был красным и предупреждал суда не оказывать сопротивления, чтобы не было хуже. Если капитан оказывался выполнять такие требования, перед абордажем поднимался темный вымпел, который потом заменил прежний аналог.
Само имя Роджера связывали с человеком, не желающим признавать закон, а ирландцы вообще называли его слугой черта. Но нам будет интересно узнать о нравах людей, ходивших на таких кораблях, а потому начнем, пожалуй, с Билли Бонса и его бухгалтерской книги. В романе Стивенсона “Остров сокровищ” после такой находки в сундуке пирата сквайр сразу заявил о цифрах, обозначающих его долю в награбленной добыче. Современному человеку порой сложно понять - причем тут дебит и кредит, когда можно, просто хватать все без вычислений.
Французский корсар Александр Эксквемелин написал целую энциклопедию, посвященную такой теме, из которой потом черпали сведения самые известные писатели для создания сюжетов. Вот там и написано о кодексе, согласно которому добыча делилась между всеми членами общества, согласно вкладу в общее дело. Каждый пират клялся на Библии, что не взял себе лишнего гроша, а за ложь не только изгоняли с судна, но и могли протянуть под килем, если капитан отличался суровым нравом. Днище было усеяно острыми раковинами и моллюсками, так что можно себе представить, как выглядела жертва после такого наказания.
Самым жестоким приговором для экипажа было повешение на рее, но до такой крайности общества доходили редко, так как закон чтили все. Новичок после появления снабжался необходимым имуществом в долг, пока у него не появится возможность рассчитаться, а самых бедных лиц всегда поддерживали товарищи. После смерти пирата его доля передавалась семье или родственникам, так что страшная участь ждала того человека, кто смел посягнуть на сбережения мертвеца. Также пираты в основном были рыцарями по отношению к женщинам, потому что насилие над пленницами считалось тяжким грехом и каралось лишением жизни.
Среди них были идеалисты, о которых стоит поведать отдельно. Чарльз Джонс в 1724 году выпустил свой труд, посвященный грабежам и прочим деяниям “ужасов морей”, но половина книги описывала жизнь и приключения Миссона, родившегося в Провансе. Родители не были богачами, но смогли дать сыну образование, хотя молодой парень мечтал о море. Он решил стать матросом “Виктуара”, где быстро стал продвигаться по карьерной лестнице и стал лейтенантом. Вот только отпуск в Рим стал началом новой жизни человека, познакомившегося там с монахом – бунтарем.
Он покорил моряка своими рассуждениями об общем равенстве, а дальше Караччиоли оказался на борту корабля, чтобы проповедовать экипажу новые идеи. Вот только они не имели успеха до встречи с пиратским судном, когда два друга показали чудеса храбрости. Затем в бою с англичанами весь командный состав был убит, так что Миссон был избран новым капитаном и призвал матросов стать свободными искателями приключений. Новоявленные корсары ходили под белым флагом, а также не грабили захваченные корабли, но с работорговцами расправлялись жестоко, отпуская пленников на волю.
Затем экипаж основал свою республику на Мадагаскаре, где не существовала смертная казнь, а труд был почетным делом каждого гражданина. Потом к ним присоединился пират Томас Тью, но райская жизнь на острове закончилась во время нападения мальгашских племен, желающих захватить добычу европейцев. В густом тумане два спасшихся корабля потеряли друг друга из вида, так что дальнейшая судьба утописта осталась неизвестной, а корсара захватили англичане и повесили.
Можно считать эту историю мистификацией, как ранее оказывал обществу историк Джон Мур, однако шведский адмирал Якоб Вильстер в документах описал ситуацию, когда пираты дважды побывали на аудиенции у короля, выдавшего им охранную грамоту. Затем шведы проиграли войну с Россией, а сам автор оказался на службе у царя Петра, который тоже проявлял немалый интерес к возникшей Либерталии. Ученые доказали истинность Томаса Тью, о котором также упоминает Адам Балдридж в своих хрониках. Вот только о главном герое там не сказано ни слова, а также сама республика вызывает толику сомнения. Несмотря на некоторые противоречия, сама книга Джонса вызывает доверие, после чего остается добавить, что вольные братья не были столь плохими парнями, как это принято считать.
center][/center]