В рождении Солнечной системы астрономы увидели «песнь льда и пламени»

Солнечная система родилась на грани столкновения холодных ледяных планетных и каменистых тел, сильно расплавленных. Это подтверждается присутствием в метеоритах намагниченных пород, считают учёные, разместившие материал на эту тему в журнале Science Advances.

Планетологи считают, что солнечная система родилась около 4,4 млдр лет назад. Приблизительно в это время родилось и Солнце. Земля и три других планеты, находящиеся в её внутренней части, появились после столкновения каменистых протопланетных тел. Они были полностью лишены воды, поскольку она испарилась под лучами молодого солнца.

Учёные активно дискутируют на эту тему воды о двух
взаимосвязанных вещах. Им интересно, куда и когда исчезла «первичная» вода. Также учёным неясно пока наверняка откуда вода появилась на Земле, Марсе и, возможно, на Венере. Исследователи изучают состав комет и метеоритов в надежде получить ответ на этот вопрос.

На первый вопрос потенциальный ответ нашли учёные из Университета Лоррена (Франция). Ив Маррокки и его коллеги изучали хондрулы – микроскопические шарики из расплавленных пород и металлов. Они возникли внутри астероидов-хондритов и служили «кирпичиками», из которых создались все четыре землеподобных планеты.

Учёные изучили химический состав шариков из метеоритов Вигарано и Каба. Их нашли в Италии в 1910 и в Венгрии в 1857 годах. Используя электронный микроскоп и спектрограф учёные пытались понять время их формирования и источник происхождения.

Морокки с коллегами обнаружил необычные для хондрул минералы. Это сульфидные магнетиты, раньше никогда не встречающиеся в первичной материи Солнечной системы.

Нужно отметить, что это открытие стало полной неожиданностью для учёных. Ранее считалось, что минералы возникают при наличии кислорода в больших количествах. Для этих целей его нужно на девять порядков больше, чем содержалось бы в первичном газе и пыли.

Учёные измерили долю изотопов кислорода в хондрулах Вигарано и Кабы. Они обнаружили, что «тяжелого» кислорода-17 и кислорода-18 оказалось слишком много.

Эти факты подтвердили единственно возможный сценарий рождения хондритов. Скорей всего они возникли в результате мощных столкновений, которые произошли между расплавленными, каменистыми протопланетными телами и ледяными антиподами, которые состояли почти полностью из воды. Это событие произошло в первые 300 тысяч лет жизни Солнечной системы.

Это и объясняет исчезновение воды из внутренней части Солнечной системы, происшедшее задолго до того, как планеты начали своё существование. Вода при этом была использована на образование минералов, богатых кислородом, поэтому со временем понадобились внешние водяные ресурсы.
3-07-2016, 17:12