Учёные: в конце ледникового периода почти всё население Европы вымерло

Немецкие генетики проанализировали фрагменты ДНК древних кроманьонцев, которые жили в Европе и получили несколько неожиданные результаты. Выяснилось, что приблизительно 14,5 тыс.лет назад население Европы вымерло, а их место заняли новые жители, пришедшие с севера или юга.

Анализ ДНК людей, которые жили 30-11 тыс.лет назад, показал, что почти всё население Европы вымерло из-за наступления ледникового периода. По словам Йоханнес Краузе из Института эволюции антропологии в Лейпциге, раскрыта новая история человечества. Теперь получены данные, которые смогут рассказать о том, что произошло с первыми жителями Европы. Результаты исследований были представлены в журнале Current Biology.

Краузе вместе со своими коллегами реконструировали ДНК 35 кроманьонцев, останки которых было обнаружены в Италии, Бельгии, Чехии, Франции и Румынии. Учёных интересовала митохондриальная ДНК. Она позволяет установить родственные связи между популяциями людей, а это важно для изучения миграции.

По мнению учёных, есть две основные группы мтДНК. Одна из их – гаплогруппа М, носителями являются народы Азии и индейцы Нового Света. Другая – гаплогруппа N, относится к европейским народам и их потомкам, а также есть и у представителей азиатских народов.

Ранее учёные считали, что миграция из Африки проходила волнами. Сначала мигрировали предки индейцев и азиатов, а потом, после остановки на Ближнем Востоке, человек начал населять Европу. При этом гаплогруппа М пропала из популяции будущих жителей Европы.

Однако теперь учёные уверены, что всё было по другому. ДНК людей, населявших Европу до наступления последнего периода оледенения, включает в себя следы гаплогруппы М, гаплогрупп U5,R, которых в современной Европе нет. Исключением являются северные районы Скандинавии и России. Исчезновение этих гаплогрупп связано с наступлением ледникового периода, когда резко сократилась численность населения, и они были вынуждены перемещаться на юг.

По мнению исследователей, 14500 лет назад, когда холода начали отступать, небольшие группы охотников по пока неизвестным причинам полностью исчезли, а на их территорию пришли новые жители. Это могли быть переселенцы с Ближнего Востока, и северные евразийцы, и те, кто смог перезимовать на севере Европы.

По мнению Краузе, исчезновение первых европейцев и наличие гаплогруппы М в этом регионе, свидетельствует о том, что миграция из Африки в разные части света проходила не волнами, а одновременно. Всё это произошло приблизительно 55 тыс.лет назад, что подтверждается археологическими находками о первых переселениях людей.
5-02-2016, 13:07